• 9 Мая - 2011
  • Экология - 2012
  • Берегите лес - 2011
  • Бог есть любовь
  • День города - 2011
  • День Матери - 2010
  • День пожилого человека - 2009
  • День снеговика - 2013
  • Масленица - 2011
  • Нет курению! - 2011
  • Умелые ручки - 2009
  • Выпускной для дошколят - 2010
  • Зарница - 2012

Форма входа

Сейчас 114 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Видеорубрика

  • 1
  • 2
  • 3
Prev Next

Летопись нашего края

15-04-2012 Hits:4342 Видеорубрика Administrator - avatar Administrator

 Данное авторское видео любезно предоставлено Агеевым П. К. "Ты всех краев дороже мне..." А. Блок Часть 1 Часть 2 Часть 3   П/С Смирновское

Read more

Развивающие Видео уроки

15-04-2012 Hits:3100 Видеорубрика Administrator - avatar Administrator

  Развивающие Видео уроки  Поем русский алфавит     Числа - урок 1 - Учимся считать!     Буквы - урок 2 - Азбука в цирке.    

Read more

День победы 2012

15-04-2012 Hits:3030 Видеорубрика Administrator - avatar Administrator

 Данное авторское видео любезно предоставлено Владимиром Воробьевым.       П/С Смирновское

Read more

 

Герб

Сельского поселения

Смирновское

 Загружены новые фотографии! Смотрите альбомы 2016 - 2017 в наших мероприятиях.

Развод как кризис семьи. Неполная семья.

В последние десятилетия в России и в ряде других развитых стран значительно возросло число разводов: распадается каждый третий брак. В Башкирии не сохраняются 70% браков.

По данным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья - неполная. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 миллионов детей или 13%  от общей численности детей до 18 лет. Однако более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовения и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи.  Аналогичные  цифры получены  на основе общих демографических сведений в других странах, в том числе в США, где количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, в 90-е годы возросло до 60%, а также Англии, Австрии. 

Какие ассоциации возникают у Вас при слове «развод?»

В массовом сознании развод часто рассматривается как негативное явление и ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д.  Вместе с тем развод может играть и позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблем между супругами, способствует эмоциональному росту и "моральному возрождению" обоих супругов.

Последние тридцать лет на территории бывшего СССР и нынешних стран СНГ инициаторами развода в 70-86% случаев были и являются женщины. В то время как, например, в США женщины возбуждают бракоразводные дела только в 15% случаев. Согласно статистике, у женщин две трети всех разводов приходится на возраст до 25 лет, у мужчин - до 30 лет.

Психологи свидетельствуют, что в нашей стране мужчины и женщины чрезвычайно тяжело разводятся.

В Ростове и Ростовской области были проведены исследования, в которых изучались представления соотечественников о причинах, по которым люди продолжают жить с нелюбимым и нежеланным супругом.  

По мнению опрошенных причины продолжения неудавшегося брака различны:

- "ответственность" за семью, за детей; 

- надежда на улучшение взаимоотношений; 

- религиозные запреты; 

- нежелание признать, что брак не удался, а это многими воспринимается как синоним неудавшейся жизни. 

Однако основной причиной остается страх невосполнимой потери, опасение остаться вне брака вовсе,  связанный с выраженной психологической зависимостью от супруга и низкой самооценкой. Незрелые чувства опрошенных наиболее часто воплощались в такие слова: "Лучше хоть что-нибудь, чем ничего!", "Хоть такого рядом иметь..."

Развод действительно ухудшает психологическое состояние обоих бывших супругов.

Оба бывших партнера независимо от того, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент развода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чувства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряженными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми.

Специфически женским последствием развода является чувством вины. Если постсоветский мужчина склонен к переадресовке вины женщине, то уж женщина, предрасположенная всей системой воспитания к тяжелому чувству вины, легко воспроизводит это чувство (и очень долго, будто пестуя, холя, его сохраняет). Это  внутреннее чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственников, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев может спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с последующим развитием невротической личности.

Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем: 

- экономические трудности; 

- дефицит времени; 

- ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности. 

Часть разведенных матерей отмечают и положительные стороны развода: 

- свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся; 

- отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа и необходимости ухода за ним; 

- возможность свободно регулировать свою личную жизнь; 

- общение с детьми. 

Многие из этих женщин отмечают улучшение представления о себе самой. Однако в целом женщины тяжелее освобождаются от эмоциональной привязанности к бывшему супругу, их актуальное состояние гораздо чаще требует профессиональной помощи психолога либо психотерапевта.

В отличие от женщин российские мужчины в целом гораздо легче переживают чувство вины и разрыв психологической зависимости. Психологическое состояние большинства разведенных мужчин в значительной степени, чем состояние большинства женщин в подобных условиях, может быть описано известной фразой "С глаз долой - из сердца вон". Хотя известны случаи тяжелого и достаточно длительного переживания факта развода мужчинами, которые потребовали профессиональной помощи психолога. Состояние этих мужчин в значительной мере усугублялось вынужденным прекращением их контактов со своими детьми. Но это, скорее, исключение, чем правило.

А. И. Тащёва, кандидат психологических наук

 

Традиционные и современные функции семьи.

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1) Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.

2) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.

В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлимых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.

3) Регенеративная функция (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).

4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А. И. Захаров).

5) Рекреативная функция (лат. recreatio - восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

6) Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Поэтически красиво это сумел выразить А. Блок:

«Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. 

Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза... 

И мгновенно житейское канет, Словно в темную пропасть без дна... 

И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина...» 

По мнению А. И. Захарова, в семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу - уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага.

Источник: Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 144 - 178

 

Периодизация семейной жизни

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что се­мья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, об­суждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодиза­цию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рожде­ния детей, воспитания детей старшего школьного возраста, от­деления детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай вы­деляет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с деть­ми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.
Выделение этапов может быть связано со статистикой кри­зисов семьи. «Установлено, - пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, - что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».
С. Кратохвил также указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4-6 и 17-25 годы об­щей жизни. Эти повторяющиеся периоды семейных кризисов довольно легко связать с изменениями функций семьи и соответ­ствующими им изменениями в ее структуре. Обычно такие изме­нения вызывают большие или меньшие трудности. П. Босс называет их нормативными стрессорами, т. е. трудностями, которые допытывает большинство семей. Он указывает, что на началь­ном этапе развития семьи возникают трудности взаимного при­способления, трудности отношений с родственниками, а на следующих этапах – трудности организации быта и воспитания детей. Уточняя и расширяя список нормативных стрессоров, можно было бы выделить характерные для каждого этапа развития семьи трудности и таким образом приблизиться к пониманию удержания этапов. Некоторые сведения о них дает статистика причин разводов. Например, 3. Розенталь пишет, что 8% разводившихся молодых супругов (продолжительность брака 0-2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только 6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джеймса, на 5-10-м году брака больше всего разногласий между суп­ругами возникает из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины ее нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно возродить супружеские отношения. Так, В. А. Сысенко указывает, то после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50-60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак).
В. Сатир пишет, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ре­бенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внеш­ней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обыч­но играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый воз­раст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью вхо­дят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщи­ны.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психоло­гическая.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и про­блем.

И, наконец, десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Когда три или четыре таких кризиса происходят одновре­менно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обыч­но. В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, пере­живаемые большинством людей.
Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достиг­нуть частичной психологической и материальной независимос­ти от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоцио­нального и делового взаимодействия с ним.

Брак – принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения бра­ка, включение отношений в паре в более широкий контекст от­ношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудно­сти, возникающие при решении указанных задач, для преодоле­ния которых нередко нужна и профессиональная психологичес­кая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свой­ственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоцио­нальные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и про­странственной дистанции с генетическими семьями, приобре­тение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с от­цовством и материнством, и их согласование, материальное обес­печение новых условий жизни семьи, приспособление к боль­шим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточ­ной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополни­лась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в бе­зопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной неза­висимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние де­тей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобнов­ляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция вы­ражается участием в воспитании внуков).
Периодизация развития семьи может быть и иной, но пред­лагаемый принцип выделения этапов развития - это определе­ние минимальных эмоциональных задач деятельности, свойствен­ных каждому этапу. Задачи, не решенные на предыдущих эта­пах, неизбежно должны решаться на следующих, а если этого не происходит, семья, как имеющая специфические функции малая группа, не способна их выполнить. Обоснованность такой периодизации подтверждает и то, что для различных задач, ре­шаемых семьей, есть наиболее оптимальные интервалы времени. Здесь также можно отметить, что наличие в семье большего чис­ла детей существенно не меняет предлагаемой периодизации развития семьи. Независимо от их числа, начало четвертого эта­па определяет рождение первого ребенка, а окончание пятого - достижение всеми детьми частичной независимости от генети­ческой семьи.

В современной отечественной психологии известна перио­дизация Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненно­го цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функ­ций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет соб­ственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собствен­ные семьи.

Э. К. Васильева также исходит из того, что на каждой ста­дии решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:

- стадию монады;

- стадию вступления в брак;

- стадию рождения ребенка;

- стадию проживания с ребенком до подросткового воз­раста;

- стадию «вылета детей из гнезда»;

- стадию смерти одного из супругов;

- вновь стадию монады.

Обнаруживается, что семьи, живущие в разных социоэкономических условиях, по некоторым параметрам своего разви­тия схожи. Объяснением данного явления может быть влияние личности на семью и семьи на личность. На это обращают вни­мание Дороти и Рафаэль Беквары, по мнению которых, есть некоторые общие моменты в развитии семьи и личности в семье. Они пишут, что личность в семье проходит следующие этапы развития: необрученный человек; брак; рождение; родитель  дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши; чело­век среднего возраста; старик. А семья имеет следующие этапы развития: брак (первый-второй год совместной жизни), ранний период семьи (2-10 лет), средний период (10-25 лет), длитель­ный период (25 и более лет). Первая из предлагаемых периодиза­ций легко переносится в любой социальный контекст, вторая не всюду будет эмпирически достаточно обоснованной. Но Д. и Р. Беквары предлагают и общий принцип периодизации развития личности в семье и развития семьи. Им можно считать эмоцио­нальное развитие и задачи деятельности, без решения которых невозможно перейти на новый этап развития.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные черты, к которым для российской семьи можно отнести:

1) отсутствие сепарации и сегрегации в детско-родительских отношениях;

2) почти неизбежный феномен группового давления на но­вого члена семьи. На стации зарождения семьи актуальны проблемы первоначального семейного обзаведения и оп­ределения членов семьи в координатах «свой — чужой». Как правило, молодая семья начинает свое существова­ние на территории одной из родительских семей, следо­вательно, сопровождается приходом в родительскую се­мью нового члена. Для родителей один из молодой супру­жеской пары «свой», другой — «чужой». Проживание на «чужой» территории может сопровождаться вмешатель­ством родителей в семейные дела молодых;

3) потенциальная возможность перерастания межличност­ного конфликта в межгрупповой (межсемейный). На наш взгляд, наиболее удобной для решения приклад­ных задач психологии семейных отношений является периоди­зация жизненного цикла семьи М. Эриксона. Согласно этой пе­риодизации выделяются:

- период ухаживания;

- брак и его следствия (брачное поведение);

- рождение ребенка и взаимодействие с ним;

- зрелая стадия брака;

- отлучение детей от родителей;

- пенсия и старость.

 

Различные категории современной семьи

Спектр видов, форм и категорий современной семьи дос­таточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отно­шений. По-разному реагируют они на воздействие многообраз­ных факторов современного бытия.
Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. В. С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследо­ваний, отмечает, что современные семьи отличаются между со­бой по следующим признакам:

по количеству детей: бездетная, или инфертильная, се­мья, однодетная, малодетная, многодетная;

по составу: неполная семья, отдельная, простая или нук-леарная, сложная (семья нескольких поколений), боль­шая семья, материнская семья, семья повторного брака;

по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими род­ственниками; с двумя и более брачными парами с деть­ми или без детей, с одним из родителей супругов и дру­гих родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

пo типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной коман­ды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на пер­вое место комфорт, здоровье, порядок;

по однородности социального состава: социально гомо­генные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

пo семейному стажу: молодожены, молодая семья, се­мья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, стар­шего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополуч­ная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

по географическому признаку: городская, сельская, от­даленная (районы Дальнего Севера);

пo типу потребительского поведения: семьи с «физиоло­гическим» или «наивно-потребительским» типом потреб­ления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

пo особым условиям семейной жизни: студенческая се­мья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

пo характеру проведения досуга: открытые или закры­тые;

пo социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

пo степени кооперации в совместной деятельности: тради­ционные, коллективистские и индивидуалистические;

пo состоянию психологического здоровья: здоровая се­мья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов чле­нов семьи, социально-психологические цели семьи и индивиду­ально-психологические потребности ее членов.
В семье формируются и развиваются брачно-семейные от­ношения как отражение многообразных и многовариантных меж­личностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.
В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контракт­ной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до люб­ви», - по выражению И. С. Тургенева). Хотя, если семья суще­ствует лишь как экономическая единица, ощущение эмоциональ­ного взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях - поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов - максимальная, а личная вовлеченность — минимальная: испол­нил условия контракта — волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного кон­тракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака одно­сторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Гово­рить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком вари­анте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуа­тируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу опре­деленных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаж­дающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощу­щение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это — брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным сте­реотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семей­ные отношения складываются случайно и так же случайно рас­падаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, ко­торые принимают на себя супруги, — сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для ос­тальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом ва­рианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рож­даются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою само­стоятельность и индивидуальность, — при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно прини­мая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными... Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем ува­жении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

Семейные отношения имеют ряд психологических особен­ностей, характерных только для них:

- наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи;

- частичное различие в интересах и установках членов семьи;

- наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

- включенность в нее представителей нескольких поколе­ний и большой срок близкого знакомства между ее чле­нами;

- многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;

- особая открытость, уязвимость членов семьи.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся сово­купность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.
Действие и проявление внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенно­сти процессом взаимоотношений.
К внутренним факторам, способствующим успешной деятель­ности семьи, относятся индивидуальные психологические особен­ности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологи­ческие и социально-психологические особенности супругов.

Особую значимость приобретают основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров:

- внутренний контроль - внешний контроль;

- эгоизм - социоцентризм (альтруизм);

- ориентация на общественные нормы - на себя;

- принятие противоречий - их неприятие;

- чувство собственного достоинства - неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные от­ношения, относят:

- постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

- желание и способность партнеров к согласованным дей­ствиям на благо семьи;

- инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;

- разумное сочетание разнообразных личных целей и по­требностей с общесемейными делами и потребностями;

- стремление в трудную минуту к эмоциональному едине­нию и сплочению;

- эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т. д.);

- способность эмоционально согреть супруга, т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринуж­денности, сердечности.

В настоящее время отношения между супругами регламен­тируются российским законодательством, на основе которого приняты кодексы о семье и браке. Что касается максимального возраста для вступления в брак, а также наличия любой разни­цы в возрасте жениха и невесты, то эти факторы не играют ни­какой роли — любой «поздний» или «неравный» брак беспре­пятственно регистрируется в загсе. Различные ограничения, су­ществовавшие в дореволюционной России, например предель­ный брачный возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея, были отме­нены в 1917 г.
В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» - от сло­ва «нуклеа» - ядро, т. е. главная часть, основа. Этим подчеркива­ется, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живу­щую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) – с детьми или без детей. Основная форма нукле-арной семьи малодетная нуклеарная семья.
Жить отдельно от родителей хотели бы многие семьи. Ска­зывается стремление к независимости, к самостоятельности, же­лание делать в семье «как хочется», по-своему строить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни нуклеарных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способнос­тей, личных качеств супругов, и качеств не только положитель­ных. Одна из черт нуклеарных семей заключается в том, что парт­нера любят, но мнением его часто не дорожат. Нередко супруги излишне небрежны, несдержанны и самоуверенны по отноше­нию друг к другу. Даже небольшие ссоры в отдельно живущих семьях бывают очень опасны, особенно на ранних стадиях раз­вития семьи, когда идет «притирка характеров». Интенсивность жизни в нуклеарной семье приводит к стрессам, психическим заболеваниям, конфликтам, сексуальным репрессиям, амораль­ности. Как и любое значимое социальное движение, трансфор­мация института семьи разрешает одни проблемы, создавая дру­гие.

 

  • Зима
  • Осень
  • Весна
  • Лето
  • 1
  • 2
  • 3
Prev Next

Такие важные обязанности

21-10-2012 Hits:2686 Работа с родителями Administrator - avatar Administrator

__Такие важные обязанности__   Методические разработки по формированию правовой грамотности               Предисловие            В настоящее время все актуальнее поднимается вопрос о праа\вовой   грамотности и защите прав ребенка. При этом в основном рассматриваются права, а обязанности находятся в неком отдалении...

Read more

Взрослым по секрету

21-10-2012 Hits:2825 Работа с родителями Administrator - avatar Administrator

__Взрослым по секрету__     Если вы собирались купить компьютер, вы должны представить себе, что он может и для чего он вам нужен.                                        ...

Read more

Развитие мелкой моторики рук, как средст…

21-10-2012 Hits:4220 Работа с родителями Administrator - avatar Administrator

__Развитие мелкой моторики рук, как средство__   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.   Проблема исправления речи в наше время является актуальной....

Read more
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Prev Next

Периодизация семейной жизни

07-05-2012 Hits:18625 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

Периодизация семейной жизни Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что се­мья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, об­суждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодиза­цию этапов ее развития. Зачастую такая периодизация основана...

Read more

Как отучить малыша от плохих слов

08-12-2015 Hits:1762 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

Как отучить малыша от плохих слов. Многим родителям известна ситуация, когда в речи маленького человечка появляются «плохие» слова. Дошколенок впитывает в себя как губка все, что видит и слышит. Он запоминает слова, услышанные в детском садике, на улице, дома. К сожалению,...

Read more

Как вырастить ребенка сильным и ловким

18-12-2015 Hits:2250 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

От того, как именно ребенок проживет первый год своей жизни, во многом зависит его будущее здоровье и физическое состояние. В этот период малыш полностью зависит от действий родителей, которые не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации....

Read more

Какие упреки обиднее всего для мамы

18-12-2015 Hits:1961 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

Упреки – это способ манипуляции. Цель упрека – заставить вас сделать то, что хочет другой. Когда нас упрекают, мы обычно испытываем чувство вины, а оно, в свою очередь, может заставить нас делать даже то, о чем мы, возможно, и подумать...

Read more

Развод как кризис семьи. Неполная семья.

19-04-2012 Hits:4736 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

Развод как кризис семьи. Неполная семья. В последние десятилетия в России и в ряде других развитых стран значительно возросло число разводов: распадается каждый третий брак. В Башкирии не сохраняются 70% браков. По данным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья - неполная. В...

Read more

Как быстро прекратить детскую истерику

18-12-2015 Hits:2218 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

Утихомирить разбушевавшегося малыша, который надрывно кричит и бьется в рыданиях, – задача не из легких. Мы попросили опытных мам рассказать, какими способами им удавалось быстрее всего успокоить своих малышей. Вот самые интересные советы.Каждая мама справляется с детскими истериками по-своему: кто-то...

Read more

Тренинг родительской эффективности

07-05-2012 Hits:8060 Психологические советы родителям Administrator - avatar Administrator

Тренинг родительской эффективности Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит...

Read more